Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ)

Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) 1

Экспериментальный реактивный поезд, представлявший собой головной моторный вагон ЭР22 с установленными на крыше турбореактивными двигателями АИ-25, применявшиеся на пассажирском самолёте Як-40. Создан на Калининском вагоностроительном заводе в 1970 году.

Вагон был предназначен для проведения исследований, связанных с организацией новаторских реактивных скоростных поездов. В разработках принимали участие сотрудники ВНИИВ (Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения) и КБ Яковлева.

Идея создания опытного вагона-лаборатории для отработки конструкции тележки и изучения взаимодействия в паре колесо/рельс на скоростях движения выше 160 км/ч появилась в СССР после того, как было выдано задание на проектирование отечественного электропоезда с конструкционной скоростью 200 км/ч. Чтобы избавиться от искажений, вносимых ведущими колёсными парами, предполагалось разработать такой вид привода, чтобы ни одна из тележек не была обмоторена. Аналогично тому, что в 60-х годах в США прошёл опытную эксплуатацию поезд с реактивной тягой, в СССР также решено было построить вагон с реактивными двигателями.

Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) 2

Вариантов выбора двигателей особо не было — требовалось использовать что-то серийное, и выбор пал на двигатели АИ-25 от самолёта Як-40, вполне подходящие по характеристикам и имевшие значительно больший ресурс, чем первоначально предложенные двигатели от военных самолётов-истребителей МиГ-15.

В качестве основы первоначально предполагалось использовать специально изготовленный кузов вагона на базе серийного головного вагона ЭР2, установив вместо торцевой стенки вторую кабину. Но этот вариант требовал изготовления специального вагона, и к тому же из-за малой длины кузова возникали проблемы с компоновкой оборудования. Поэтому было решено задействовать кузов моторного вагона ЭР22 от так и не построенного состава под номером 67. Вагон на технологических тележках перегнали с Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ) на Калининский Вагоностроительный Завод (КВЗ), где под него подвели тележки, аналогичные применяемым на прицепных вагонах ЭР22-09, изготовили обтекатели и смонтировали в кузове оборудование для обеспечения работы двигателей, также закрывалось подвагонное оборудование и автосцепка.

Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) 3

Скоростные испытания СВЛ проходили на участке Днепродзержинск — Новомосковск Приднепровской железной дороги. В феврале 1972 года была достигнута рекордная для железных дорог колеи 1520 мм скорость — 250 км/ч.

В 1975 году после запуска ЭР200 необходимость в СВЛ с его прожорливыми и требующими большого внимания реактивными двигателями отпала, и вагон был возвращён по на завод-изготовитель. Там он провёл чуть больше 10 лет в различных тупиках ветшая и подвергаясь разграблению.

В 1986 году комитет ВЛКСМ КВЗ выдвинул инициативу создания модного в те годы кафе-видеосалона, под который намеревались использовать кузов СВЛ с его необычными двигателями. Вагон из отстойника переехал к цеху спецпродукции, где был очищен, из него полностью было демонтировано всё внутреннее оборудование, заменены оконные рамы (вместо оригинальных рам ЭР22 были установлены подогнанные по размерам рамы от пассажирского вагона), в бывшей кабине и первом тамбуре были обустроены бар и посудомойка, а в салонах устроены кинозалы. Снаружи вагон был перекрашен и сменил окраску с красно-жёлтой на бело-голубую. По ряду причин, идея с кафе-видеосалоном заглохла, и вагон так и остался в тупике возле цеха спецпродукции. Со временем вагон превратился в сарай на колёсах.

Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) 4

В период 19992003 годах рассматривался вариант передачи СВЛ в Центральный музей Октябрьской железной дороги, но так и не удалось решить вопрос перегонки вагона — из-за обветшавшего состояния скорость транспортировки вагона не могла превышать 25 км/ч.

В 2008 году нос вагона с реактивными двигателями был отрезан, покрашен и установлен как памятная стела в честь 110-летия Тверского (бывшего Калининского) вагоностроительного завода.


Автор статьи — Ярослав Рижский

Спасибо за фото: Pakarkin, Акимов Ю, Дмитрий Тихомиров, Zverislav

Источник: Уникальные ЖД фото


- оценок: 3, средняя: 5,00


Уведомления
wpDiscuz
© 2015-2017 Виртуальная ЖД