Вагон конструкции «Полонсо»

Статья посвящена исключительно вагонам системы «Полонсо», здесь приводятся в основном вагоны — салоны.

ris3---копия

В конце XIX века появился новый тип вагона — вагоны «Полонсо». Его заказала Владикавказская железная дорога, отличавшаяся наиболее «продвинутой» техникой, которая и дала вагону свое имя. Потом такие вагоны выпускались также для Китайско-Восточной и Варшаво-Венской дорог. Так же была выпущена ограниченная партия вагонов для членов Императорской семьи.

Бронированный-салон-вагон-чертёжт

Суть конструкции вагона «Владикавказского» типа состояла в том, что несущую функцию выполнял сам кузов, вернее его полустенки от пола до уровня окон, сделанные из толстых стальных листов. Они обрамлялись длинными рядами заклепок, которыми тогда соединяли все металлоконструкции. Помимо создания жесткости, эти полустенки выполняли и защитную функцию при пулевом обстреле — пассажирам достаточно было лечь на пол. Поэтому такие вагоны часто называли еще бронированными или блиндированными. Для уменьшения нагрузки на колеса их часто делали шестиосными, но укороченные вагоны были четырёхосными. Наиболее рациональной была прицепка салон-вагона в хвосте поезда.  Большинство салон-вагонов «Владикавказского» типа было построено в 1910-ые годы.  

048-Лист-41

Какова же была дальнейшая судьба правительственных салон-вагонов? В 1960-е годы их стали строить уже на основе не деревянных, а цельнометаллических, хотя планировка оставалась неизменной. А старые «Владикавказцы», находившиеся еще в хорошем состоянии, перешли к железнодорожному начальству — начальникам дорог и отделений. Обычно они стояли в укромных местах ближайших к управлениям станций и периодически использовались своими хозяевами для инспекционных поездок по линии, выездных совещаний, а то и для отдыха. Они обязательно имели постоянную бригаду проводников, задачей которой была охрана, а главное — отопление вагона в холодное время года, чтобы тем самым сохранить деревянные конструкции и отделку вагонов. В некоторых вагонах интерьеры переделывались, чтобы их можно было использовать под жилье в путевых машинных станциях (ПМС).

Такие вагон-салоны находятся в:

Ташкентский музей ж/д техники - салон-вагон дореволюционной постройки

Ташкентский музей ж/д техники — салон-вагон дореволюционной постройки

Хабаровск -вагон-салон Императорского поезда. Построен в 1915 году, и в дальнейшим был ставкой Блюхера

Хабаровск -вагон-салон Императорского поезда. Построен в 1915 году, и в дальнейшим был ставкой Блюхера

Несколькими вагонами этого же типа регулярно пользовался Иосиф Виссарионович Сталин. Известно, что вождь боялся летать на самолетах, и его полет на Тегеранскую конференцию был одним из редких случаев, когда он отважился подняться в воздух. Но и тут И. В. Сталин до Баку добирался поездом. На обратном пути он тоже летел лишь до Сталинграда, где пересел в поезд, состоящий (по свидетельству одного из очевидцев) из длинных, тяжелых салон-вагонов.

Челябинский музей ж/д техники - салон-вагон дореволюционной постройки

Челябинский музей ж/д техники — салон-вагон дореволюционной постройки

Павлодар - салон-вагон. Вагон использовало начальство Павлодарского узла Казахстанской ж/д. Сейчас это дача экс начальника Павлодарского узла - господина Саркыншакова

Павлодар — салон-вагон 1913 года постнойки. Вагон использовало Партийное руководство Казахской ССР, в 1970 передано начальству Павлодарского узла Казахстанской ж/д. Сейчас это дача экс начальника Павлодарского узла — господина Саркыншакова. Это один из разумных способов сохранения железнодорожной техники.

Хорлогийн Чойбалсан - лидер Монгольской Народной Республики с 1930-х по 1952г.

Хорлогийн Чойбалсан — лидер Монгольской Народной Республики с 1930-х по 1952г.

К 1930-м большинство из них хотя и обветшало, но сохранило прочность стальных частей кузовов. После тщательного капремонта интерьера, оборудования и ходовой части, они были приписаны к деятелям высшего советского руководства.

Потребность в салон-вагонах оказалась так высока, что под них переделывали и обычные классные вагоны этим занимался Ленинградский вагоностроительный завод им. Егорова (Вагонмаш) с 1935 по 1941 год. Сегодня это угадывается по остаткам рамы тамбура под полом вагона.

Бронированный-салон-вагон-в-Калининграде

Калининградский ж/д музей — салон-вагон построен в 1937 году, на заводе им. Егорова.

Автор не без преувеличения говорил, что информации об двухтамбурных (обычных) вагонах системы «Полонсо» практически нет. В городе Помошная, Добровеличковского района Кировоградской области Украины, относительно недавно был установлен «Памятный состав».

Это единственный двухтамбурный (обычный) вагон системы «Полонсо» известный ныне.  И к сожалению  автор  считает  что это последний сохранившийся двухтамбурный вагон системы «Полонсо».

При написании статьи были использованы материалы из книги:

  1. Мокршицкого Е.И., «История вагонного парка железных дорог СССР», Москва, 1946 г.
  2. Никокольского А.С., «Литерные», журнал «Техника Молодёжи» №4, 2006 г.

Автор также использовал фотоматериалы с сайтов:

  • legendtour.ru
  • Trainpix.org
  • Parovoz.com
  • Train-photo.ru
  • Scaletrainsclub.com.

Фотоматериалы из Санкт-Петербурга сделаны — Ющенко Андреем, Кирилловым Юрием и Ивановым Кириллом.

Автор статьи: Ющенко Андрей



- без оценки

  Subscribe  
Notify of
Яндекс.Метрика Лицензия Creative Commons
© 2015-2018 Виртуальная ЖД