Обкатка первого в серии ТУ10

ТУ10-001 на Царскосельской

ТУ10-001 на Царскосельской

Как и обещал, байка про первые дни работы нашего тепловозика ТУ10, которого очень многие недолюбливают. А зря! Он первенец, он до сих пор другой, в отличие от последующих штампов-клонов. Таким уникальным остался только ТУ10-001. Итак, начинаем….

На детскую железную дорогу пришёл новый тепловоз — ТУ10-001 «Колибри». Новенький, блестящий, пахнет краской. А за ним следом прибыли специалисты и с Камбарки, и с Казани, и с Питерской организации, которая сможет производить обслуживание агрегатов локомотива.

ТУ10-001

ТУ10-001

Локомотив достаточно сложный. И, как специалисты с завода говорили, уникальный! Единичка на тот момент была единственная и она должна была откатать все узлы. А потом уже, на основании полученного опыта, завод приступит к постройке второго, третьего, пятого, десятого… В общем всех остальных безликих клонов, а единичка — она особенная.

ТУ10-001 Юный - Царскосельская

ТУ10-001 Юный — Царскосельская

Машину всю раскрыли, достали и установили из ящиков некоторые блоки, навесили кожуха. При разгрузке пострадали водоотводы, их отремонтировали. Всё готово к первому запуску. Басовито заурчал дизель, ожили стрелки приборов. Специалисты ходят по локомотиву, слушают, смотрят, подключили два ноутбука, причём один через диагностический разъём, а второй, который контролировал параметры коробки передач, я так и не понял, каким образом он соединился с блоком управления. Проводов нету, ну не через Wi-Fi же!!! Но работает, какие то графики, цифры, столбцы таблиц. Но мне это и не важно.

ТУ10-001 дизельное

ТУ10-001 дизельное

Коробка передач, кстати, почти вечная, если туда не лезть и не лить левого масла. И вот, поехали на перегон, с собой тащим пять вагончиков. Мужички что то изучают в графиках компьютеров, указывают, какие режимы движения нужно держать, щёлкают по клавишам, что то подстраивают. Шутка ли, тепловоз поехал первый раз в своей жизни. В Камбарке нету путей, где он мог бы ездить. А то, что крутил колёсами в подвешенном виде — не считается. Нагрузки же нету. А тут… Кактались долго, вперёд, назад, с горы, в гору, вперёд назад. С одной кабины, с другой. Потом взяли восемь вагонов и снова работа.

Всё здорово, вот только компрессоры… На заводе не верили, что этих двух компрессоров мало. А тут убедились воочию, что это реальная ошибка проектирования, но уже поздно что либо переделывать. Машина уже построена. Приходилось подстраиваться к тому, что есть. В конце всех испытаний проверка плавности хода и работа экипажа при максимальной скорости без вагонов. Когда тепловоз достиг скорости 50 км/ч, дизель сам по себе уменьшил обороты и поддерживал эту скорость — 50 км/час. Круиз-контроль, блин. Я интересуюсь: «А это что такое?» Мне отвечают, что установлено ограничение по скорости. Спрашиваю: «А сколько он вообще может? И ограничение отключается или никак?». Мне отвечают: «при номинальных 1900 оборотов около 70 км/час. Но с поездом вряд ли, мощности дизеля не хватит, чтобы поддерживать эту скорость. А отключить — легко.» Отключили, и это сразу почувствовалось. Теперь я уже сам стал контролировать скорость.

ТУ10-001 из депо

ТУ10-001 из депо

И тут я узнаю какое главное отличие 001 будет от всех будущих тепловозов. Оказывается на этом локомотиве в реверс-редукторе установлена пара шестерён, которая и позволяет локомотиву развивать такую скорость. Но на следующих машинах будет устанавливаться пара шестерён с другим передаточным числом. Так как выявлено превышение нагрузки на дизель. И ещё, необходимо несколько снизить нагрузку на коробку передач, для продления её срока службы, так как аналогичная коробка передач и аналогичный дизель на автобусах испытывают гораздо меньшие нагрузки.

Я поинтересовался, а что будет с этими шестернями? «Да пусть стоят, сломается — заменим. Но уже другой парой. А если будет работать — пусть работает. Но всё же перегрузка явно имеется.» — на этом и порешили специалисты, собрали все свои данные, бумаги, компьютеры, и дружненько покинули локомотив. Мне и помогающему (а точнее катающимся под шумок на халяву) юному железнодорожнику в качестве помощника машиниста осталось только доставить тепловоз на Царскосельскую, загнать в депо и с чувством выполненного долга отправиться домой. И вот движемся к Царскосельской, меня несколько опечалила эта информация по шестерням. Ведь и вправду может не выдержать этот узел. Жаль. Но на то и испытания. Жаль что времени очень мало до открытия дороги.

Впереди показался ползущий ТЭП70, я добавил скорости до 60, поравнялся с большим тепловозом, «свись-свись», «ту-ту» в ответ, я в набор, он следом тоже… ТУ10 разогнался до 67 км/ч. Всё, больше никак. Ну почти 70. «ту-ту» — обгоняет ТЭП и быстро убегает. «ту-ту» в догонку, счастливого пути. Снизили скорость до разумной, прибыли на станцию и спрятались в депо.

ТУ10-001 на Юном

ТУ10-001 на Юном

Ещё пару дней обкатывали машину с мужичками с Камбарки. Косяков не выплыло, мужички отправились восвояси. Если что — звоните, приедем… Через неделю плотной работы с платформами со щебнем произошла беда. И ведь не напрягали машину, но больной узел дал себя знать. Встала машина на перегоне и больше не поехала. В последний момент снизу произошёл сильный удар. Тепловоз как будто подпрыгнул… Ох как больно ему было. ТУ2-167 прикатил нас в депо, я сразу полез сливать масло с реверса и вскрывать смотровой люк… Звоню в Камбарку, сообщаю. Именно эта пара шестерён. Ведомая шестерня потеряла семь зубьев, и на ведущей шестерни половина зубьев выкрошена. Пара под замену.

ТУ10-001 под путепроводом

ТУ10-001 под путепроводом

Через два дня снова приехали знакомые уже дядьки из Камбарки с новой парой шестерён. В течение дня заменили. И стал наш 001, таким же, как и все остальные.

Жаль, но против физики не попрёшь. Так и ездит теперь эта новая тихоходная пара шестерён.

Автор статьи: Никонов Анатолий Анатольевич


Подкатегория
- оценок: 2, средняя: 5,00


Уведомления
wpDiscuz
© 2015-2017 Виртуальная ЖД