ТЭ10 история

te10-001[1]

Приветствуем!

В сегодняшнем обзоре речь пойдёт про, пожалуй, самые известные всем с детства тепловозы, легендарные луганские «десятки». Эти тепловозы, постоянно претерпевая изменения, являются надежной опорой отечественных грузоперевозок и рабочими лошадками РЖД.

Не успели тепловозы ТЭ3 полностью заменить паровозы и проработать достаточно долго, как их мощности вновь резко перестало хватать, в основном на северных магистралях нашей страныТранссибирской, и достраивающейся Байкало-Амурской. И тогда — в середине 50-ых годов прошлого века началась разработка принципиально нового локомотива повышенной мощности и надежности, для обеспечения беспрепятственных перевозок грузов и повышения массы водимых составов.

ТЭ12-001

В 1957 г. Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева совместно с Харьковским заводом «Электротяжмаш» разработал проект шестиосного грузового тепловоза с электрической передачей и новым  дизелем мощностью 3000 л.с, получившим индекс 9Д100.

При проектировании нового тепловоза, имеющего мощность на 50% больше, чем у секции тепловоза ТЭ3, и незначительном увеличении веса локомотива, перед работниками заводов возник ряд сложных вопросов, потребовавших проведения теоретических и экспериментальных работ и новых конструктивных решений отдельных узлов. Первый тепловоз новой конструкции, получивший обозначение ТЭ10-001, построен в ноябре 1958 г., в канун 41-й годовщины Великой Октябрьской революции.

Всего было выпущено 26 таких тепловозов. Эти машины работали на Куйбышевской, Северо-Кавказской и Южных дорогах, являясь маневровыми локомотивами, а также привлекаясь к мелким выездным работам, к сожалению, все тепловозы данной серии были списаны к 1990 году…

  • 2ТЭ10М в жизни

В 1960 г. Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева выпустил двухсекционный вариант тепловоза ТЭ10, машина получила индекс ТЭ12 «Украина», однако вскоре локомотив переименовали в  2ТЭ10 «Украина». Тепловоз представляет из себя две постоянно сцепленные секции ТЭ10, у которых со стороны холодильника кабины машиниста были превращены в переходный тамбур между секциями.

Первые 5 локомотивов серии работали до 1964 года в депо Кандалакша Октябрьской железной дороги, заслужив положительные отзывы персонала, отмечавшего, что новые 2ТЭ10 имели одинаковую мощность по сравнению с трёхсекционными тепловозами серии 3ТЭ3, однако были значительно удобнее в эксплуатации.

  • 3ТЭ10В в жизни

А дальше пошли постоянные улучшения и модификации «десятки»…

С октября 1961 года выпуск тепловозов серии 2ТЭ10 начал Луганский тепловозостроительный завод, при этом в конструкцию 2ТЭ10 Харьковского завода были внесены серьёзные изменения. Серия получила наименование 2ТЭ10Л — луганский, а впоследствии прозвище «Луганка».

Основным отличием 2ТЭ10Л от 2ТЭ10 стал переход от несущего кузова к несущей раме с широкой унификацией с выпускавшимся на заводе тепловозом ТЭ3, причем заметно уменьшилась длина секции (почти на 1,7 метра) по автосцепкам и почти на 1,5 тонны уменьшилась масса секции. Тяговые параметры остались такими же, как у тепловозов 2ТЭ10. Стоит забежать вперед и отметить, что 2ТЭ10Л — самый массовый тепловоз из серии ТЭ10, что говорит о высоком качестве производства машины, её непрехотливости и ремонтопригодности…

  • 2ТЭ10Л в жизни

В декабре 1974 г. Ворошиловградский завод построил первый тепловоз 2ТЭ10В и в период 1975-1981 гг. выпускал их серийно.  Основные узлы нового тепловоза были аналогичны тепловозам серии 2ТЭ10Л, однако машина была во многом унифицирована и с 2ТЭ116, начинавшим выпускаться в тоже время.

Масса нового тепловоза в служебном состоянии, 276 тонн.  Буква «В» в обозначении обозначает, что тепловоз — Ворошиловоградский.

Всего с 1975 по 1981 годы завод выпустил 1898 локомотивов серии 2ТЭ10В, Также в 1978 году был построен один трёхсекционный вариант тепловоза — 3ТЭ10В.

  • 2ТЭ10В в жизни
  • 2ТЭ10В в игре, карта "БАМ Удокан-Кодар"

Дальнейшим шагом в развитии тепловозов типа ТЭ10 явилась модернизация тепловозов 2ТЭ10В. Уже в 1979 г. Ворошиловградский завод, использовав опыт постройки и эксплуатации тепловоза 3ТЭ10В, построил первые трехсекционные тепловозы 3ТЭ10М, а затем с 1981 г. начал выпускать и двухсекционные тепловозы 2ТЭ10М. На тепловозах 2ТЭ10М и 3ТЭ10М сохранено все основное оборудование тепловозов 2ТЭ10В, но изменена схема электрических цепей для возможности работы тепловозов в составе трех и четырех секций.

С 1981 по 1990 год Ворошиловградский завод изготовил 3513 двухсекционных тепловоза серии 2ТЭ10М и 639 трёхсекционных тепловоза серии 3ТЭ10М.

Для пологой Европейской части России мощности в 6000 л/с тепловозу хватало «За глаза», однако на БАМе и Траннсибе, этого снова было недостаточно, в то время не было достойных двигателей мощностью более 3000 л/с, поэтому было принято решение «догрузить» тепловоз 3ТЭ10М четвертой, бустерной секцией, что успешно и сделали в 1983 году, новая машина получила индекс 4ТЭ10С — Северный.  Новые локомотивы могли работать уже в составе до 4-х секций, что позволяло водить более тяжёлые поезда.

  • 3ТЭ10М-2573 - спереди

Используя опыт постройки тепловозов 4ТЭ10С и 2ТЭ10С, завод разработал гамму тепловозов ТЭ10У (заводское обозначение 2170) и 2ТЭ10УТ (2179). Последний оснащен тяговыми редукторами, обеспечивающими конструкционную скорость 120 км/ч и электропневматическими тормозами пассажирского типа.

Усовершенствованные тепловозы отличаются от ТЭ10М модернизированным дизелем 10Д100М и тяговым генератором ГП311БМ, охлаждающим устройством по типу 4ТЭ10С с одноярусным двухрядным расположением секций, передним распределительным редуктором с установленным на нем вентилятором охлаждения тягового генератора, более практичной тормозной системой. Кузов имеет большую унификацию с тепловозом 2ТЭ116.

  • 2ТЭ10У-0404 - фото

С уважением, Лев Мухортов!

Подробнее про


Яндекс.Метрика
© Виртуальная ЖД. 2015-2017