АСД1

%d0%b0%d1%81%d0%b41-1

АСД1 — Автомотриса Самоходная, с Дизель-генераторной установкой, тип — 1.

Совмещенная автомотриса АСД1 разработки НПП «ВИГОР» была изготовлена в 1999 г. на Пермском мотовозоремонтном заводе и оснащена программно-аппаратным комплексом «САРОС-М» версии 3.2, а также комплексами «ПОИСК-20», реализующими ультразвуковой метод контроля и «ВИП-АСД» – магнитный метод. Автомотриса является многофункциональной самоходной подвижной единицей, не требующей отдельной тяги в виде локомотива, т.к. имеет автономную дизель-генераторную установку (типовой дизель ЯМЗ и генератор БГ-200 мощностью 190 Квт), карданную передачу и тяговые электродвигатели, оснащена системой водоснабжения и жизнеобеспечения обслуживающего экипажа (купе для отдыха, кухня, душевая, туалет, мастерская). Автомотриса имеет возможность подключения к внешнему источнику питания в местах стоянок (базах, ангарах, тупиках).

До 2000 года на Свердловской железной дороге не было мобильных средств дефектоскопии такового уровня, а эксплуатируемые съемные дефектоскопы не имели регистраторов. Отсутствовали специалисты, способные работать на подобных средствах диагностики.

%d0%b0%d1%81%d0%b41-2

В конце 1999 года на Пермскую дистанцию пути поступила автомотриса АСД1-001. Так как данная автомотриса являлась головным образцом в серии, то с первых дней эксплуатации экипажу приходилось устранять ряд недоработок совместно с заводом-изготовителем и разработчиками программно-аппаратного комплекса. В тот момент сама подвижная единица данного типа автомотрис была несовершенна, вследствие чего ее опытная эксплуатация продлилась до октября 2002 г., хотя за это время был обнаружен не один десяток ОДР.

За период эксплуатации экипажем было подано более 40 предложений по усовершенствованию автомотрисы и упрощению работы обслуживающего персонала. Часто введение новшеств давалось большими усилиями, т.к. разработчики пытались не признавать своих недоработок и ошибок, ссылаясь на отсутствие практических навыков у работников автомотрисы. Были и отказы от гарантийных обязательств.

%d0%b0%d1%81%d0%b41-3

Тем не менее, с каждым годом эффективность работы автомотрисы росла. Экипаж АСД1 постоянно участвовал в проведении натурных осмотров рельсов – первостепенного залога успеха в работе. Увеличились опыт и авторитет работников автомотрисы, которые часто становились представителями дороги на семинарах и форумах по дефектоскопии общесетевого масштаба. В цехах дефектоскопии 4-х дистанций пути руководство АСД1 неоднократно проводило техническую учебу с целью разьяснений принципов работы автомотрисы и исключения разногласий в организации работы средств дефектоскопии. Благодаря обучению, техникам-расшифровщикам Пермского отделения удалось в короткое время освоить работу. На первой автомотрисе проходили стажировку будущие работники автомотрис АСД1М №002 и 003. В Тюмени, Егоршино, Серове проводилась стажировка уже работающих специалистов мобильных средств. При проверке организации работы средств дефектоскопии на Свердловской ж/д автомотриса участвовала в работе сетевой путеобследовательской станции (СПС) ЦП МПС. Благодаря обмену опытом, было получено много рекомендаций по работе мобильных средств контроля рельсов, ведению НТД и т.д.

С 2003 года автомотриса являлась первичным средством контроля рельсов и была заложена в график периодичности проверки рельсов 3-х дистанций пути. Если ранее на дистанциях выявлялось чуть более 100 ОДР, то с вводом новых средств дефектоскопии их количество возросло почти в 3 раза.

За весь период эксплуатации автомотрисой АСД1-001 было обнаружено 437 ОДР при 51 000 проверенных километров: в 2000 г. – 17 ОДР, в 2001 г. – 49 ОДР, в 2002 г. – 65 ОДР, в 2003 г. – 235 ОДР (включая подтвердившиеся по отметкам АСД), в 2004 г. – 53 ОДР, в 2005 г. – 19 ОДР. Основная доля всех выявленных ОДР – это дефекты 5 группы (65 %), количество ОДР 2 группы составляет 23 %, ОДР 3 группы – 10 %; 6 группы – 2 %. Количество простоев за период эксплуатации автомотрисы составило чуть более 100 м/дней.

%d0%b0%d1%81%d0%b41-4

В конце месяца с 4-х дистанций пути собираются данные по всем выявленным ОДР, проводится анализ работы автомотрисы и съемных дефектоскопов с последующим подведением итогов работы. При обнаружении развитых дефектов проводится сравнение дефектограмм всех средств дефектоскопии с целью выявления причин несвоевременного обнаружения ОДР.

Эффективность работы автомотрисы в среднем составляет 68 ОДР на 1000 км. У съемных дефектоскопов с учетом ОДР, выявленных по расшифровке, эта цифра составляет иногда более 20 ОДР на 1000 км пути. Такая разница в эффективности работы съемных дефектоскопов и автомотрисы объясняется различными скоростями контроля и менее совершенной схемой прозвучивания автомотрисы. Кроме того, в зимний период у мобильных средств в большей степени затруднено обеспечение 100% акустического контакта – играет роль сложный план пути (кривые малого радиуса, гористая местность), обледенение блоков ПЭП, отсутствие возможности визуального контроля рельсов в реальном времени и оперативного проведения дополнительного контроля отдельных сечений рельса с помощью вспомогательных средств. Имели место случаи пропуска ОДР при расшифровке дефектограмм проездов автомотрисы или из-за несвоевременного изъятия ОДР из пути.

%d0%b0%d1%81%d0%b41-5

Несомненным достоинством автомотрисы по сравнению со съемными средствами сплошного контроля рельсов является больший объем проверенных километров пути (100150 км в день и не менее 1000 км при двухсменном режиме работы АСД в месяц, что равно месячной норме контроля 7,5 дефектоскопов), меньшее количество обслуживающего персонала (на автомотрисе штат – 10 человек, в эксплуатации сьемных средств задействовано около 40 человек – 15 операторов, 15 сигналистов и сопровождающие лица), отсутствие ручного труда, исключение использования спиртосодержащих веществ в качестве контактирующей жидкости.

В настоящее время автомотрисы АСД1(М) работают на Свердловской и Южно-Уральской железной дороге. АСД1Ш можно встретить в Оренбурге, ещё одна машина принадлежит компании «Ямалтрансстрой».

Автор текста — Кандобаров В.А. (начальник автомотрисы АСД1-001). За фотографии спасибо группе Поездец!.

Источник



Яндекс.Метрика
© Виртуальная ЖД. 2015-2017